При подготовке насоса к работе важно выполнить следующие действия: проверить наличие и уровень масла в редукторе (он должен быть между рисками маслоуказателя); убедиться в надёжности крепления заземляющих проводов; проверить величину электрического сопротивления металлической связи между болтом заземления и каждой доступной прикосновению металлической нетоковедущей частью насоса, которая может оказаться под напряжением (величина электрического сопротивления заземления 2НСГ не должна превышать 0,1 Ом; величина электрического сопротивления изоляции обмотки статора электродвигателя насоса не должна быть менее 10 Мом при температуре окружающей среды 283…303 К (10º … 30º С); удалить с поверхности насоса пыль, грязь, подтеки масла; проверить надежность соединения частей между собой и надежность подсоединения трубопроводов; убедиться в свободном перемещении поршня; при отдельной поставке насоса подготовить к работе систему управления согласно Руководству по эксплуатации. Захолаживание насоса сжиженных газов выполняется в соответствии с руководством по эксплуатации ВРУ. После охлаждения цилиндровой группы перед пуском насоса следует проверить плотность затяжки прокладок и при необходимости подтянуть четыре гайки 19 и гайки 10, 14 . Затяжку следует производить ключом динамометрическим типа ДК-15. Обязательно заизолировать цилиндровую группу.
При эксплуатации 2НСГ важно соблюдать следующие меры безопасности: не проводить работы при содержании кислорода в окружающем воздухе менее 16%, если концентрация кислорода свыше 23% запрещено выполнять работы с открытым пламенем; не курить и не пользоваться огнём вблизи насоса при работе с кислородом; не работать в одежде, которая пропитана маслом или насыщенным кислородом; все работы выполнять в специальной одежде из плотной ткани, не допуская контакта незащищенных участков тела со сжиженным газом и не заизолированными холодными деталями; осуществлять профилактические и ремонтные работы только при отключенном двигателе; не заниматься ремонтными работами с цилиндровой группой при наличии жидкости во всасывающем трубопроводе и давления в нагнетательном трубопроводе.
Внимание! Запрещено устанавливать в цилиндровую группу составные части без предварительного обезжиривания; Нельзя включать насос при отсутствии заземления электродвигателя; Обязательно исключить попадание влаги в насос и трубопроводы при обслуживании и эксплуатации; Не допустить попадания масла в цилиндровую группу.
Эксплуатация и обслуживание насоса 2НСГ выполняется исключительно специально обученным персоналом. Оператор должен знать устройство и принцип работы насоса, электрическую часть, изучить руководство по эксплуатации, строго соблюдать меры безопасности.
При функционировании насоса слышны характерные постукивания при рабочем и холостом ходе поршня, возможен нагрев деталей редуктора и механизма движения до температуры не выше 353 К (60°С), допускается незначительный пропуск газа через уплотнение сальника (гайка сальника может быть покрыта инеем). В зависимости от типа насоса регулирование подачи осуществлять изменением числа оборотов двигателя 2НСГ дистанционно с рабочей станции либо вручную при остановленном двигателе.
Выделим возможные неисправности и способы их устранения. Неисправности, возникшие в процессе эксплуатации, устраняются на месте с использованием комплекта запасных частей. В случае невозможности устранения неисправности на месте, насос сжиженных газов следует отправить в специализированную ремонтную организацию. В пределах гарантийного срока устранение неисправностей осуществляется заводом-производителем или его представителями. Ниже приведём перечень наиболее часто встречающихся или возможных неисправностей:
Наименование неисправности, внешнее проявление и дополнительные признаки |
Вероятная причина |
Методы устранения |
Утечка газа по сальнику. Вызывает обмерзание гайки сальника. |
Недостаточное уплотнение сальника |
Подтянуть сальник вращением гайки сальника 1 по часовой стрелке. В случае утечки при максимально поджатом сальнике, сменить сальниковые воротники, используя комплект ЗИП. |
Уменьшение подачи. Вызывает увеличение времени наполнения емкости. |
Утечка на линии нагнетания |
Подтянуть прокладку вращением гайки 10 по часовой стрелке. В случае утечки при максимально выжатой прокладке, замените прокладку в месте утечки, используя комплект ЗИП |
Нарушение работы клапанов |
Проверить состояние клапанов, при необходимости промыть клапан и обезжирить. В случае выхода клапана из строя, заменить, используя комплект ЗИП. |
Увеличение зазора между поршнем и рабочей втулкой |
Переставить либо заменить поршневые кольца из комплекта ЗИП или заменить рабочую втулку, используя комплект РЗИП. |
Повышенный стук при прямом и обратном ходе поршня. Нарушение соединения поршня с крейцкопфом |
Ослабление крепления поршня к крейцкопфу |
Подтянуть болты крепления фланца к крейцкопфу. |
Износ пяты |
Установить пяту из комплекта РЗИП |
Повышенный стук и нагрев механизма движения |
Нарушение крепления деталей, смещение шатуна, разрушение деталей. |
Произвести ремонт насоса. |
Подтекание масла между фланцем двигателя и фланцем редуктора |
Неверное направление вращения вала двигателя. |
Проверить направление вращения вала двигателя, при необходимости изменить направление вращения. |
Уровень масла выше предусмотренного |
Слить излишки масла |
Забиты отверстия в пробке-сапуне указателя уровня |
Прочистить отверстия |
Протекание масла в корпус механизма движения |
Отсутствие смазки в канавках крышки 14 |
Пополнить смазку через масленку 13 |
Невозможно изменить ход поршня |
Срезались винты поз. 1 |
Восстановить зазор 1…2 мм между планкой 28 и эксцентриком 44 при зафиксированном положении эксцентрика 44 на конической части вала 41. |
Разборка насоса для выявления и устранения неисправностей выполняется в следующем порядке: отогревается цилиндровая группа (при обслуживании цилиндровой группы); извлекается из комплекта ЗИП съёмник КК 6225.51.210 (КК 2381.04.080), расконсервируется и обезжиривается; подготавливаются ключи необходимые для работы; отключается электродвигатель; закрываются вентили на всех трубопроводах; при необходимости отсоединяются трубопроводы; с поверхности насоса 2НСГ удаляются подтеки масла и грязь; цилиндровая группа освобождается от изоляции в случае проверки нагнетательного трубопровода, клапанов или при демонтаже цилиндровой группы; если проводятся работы с поршневым комплектом или комплектом поршневого уплотнения (замена рабочей втулки, перестановка или замена поршневых колец) отсоединяется поршень от крейцкопфа и демонтируется цилиндровая группа.
Все составные части цилиндровой группы перед сборкой обезжирить, а сборку выполнять в условиях, исключающих замасливание.
Демонтаж цилиндровой группы предполагает: отсоединение трубопроводов; отсоединение поршня от крейцкопфа, для чего крейцкопф 12 устанавливается в переднее положение и снимается фланец 15; откручивание гаек 19 .
Монтаж цилиндровой группы включает следующую последовательность действий: устанавливается цилиндровая группа на корпусе механизма движения; заворачиваются гайки 19 ; соединяется поршень с крейцкопфом; подсоединяются трубопроводы; заизолируется цилиндровая группа.
При правильной эксплуатации насоса ресурс сальника, установленного в цилиндровой группе, равен ресурсу поршневого уплотнения, поэтому замену воротников сальника и комплекта поршневого уплотнения целесообразно производить одновременно. Если замена сальника требуется раньше отказа поршневого уплотнения, то для восстановления сальника необходимо демонтировать цилиндровую группу и выполнить следующие действия:
- закрепить цилиндровую группу в тисках штоком вверх, снять пяту 1 , придерживая поршень ключом за лыски
- извлечь корпус сальника со всеми деталями из корпуса цилиндровой группы, из корпуса сальника вынуть детали, годные из которых промыть и обезжирить
- взять из комплекта ЗИП воротник КК 2371.01.035, прокладку КК 2371.01.048, удалить консервацию, обезжирить
- сборку выполнять в условиях исключающих замасливание деталей
- установить корпус сальника 4 в корпусе цилиндровой группы, сборку «холодной» части сальника произвести последовательным набором деталей .
- на прокладку 9 установить кольцо 8 и легкими ударами по трубе КК 2367.21.001 из комплекта ЗИП прокладку отформовать
- воротник надеть на шток, затем на воротник установить трубу КК 2367.21.001 и, прилагая к трубе незначительные усилия, переместить воротник к кольцу до упора
- втулку 5 установить в корпусе сальника
- в гайке 1 установить последовательно кольца 3 и воротники 2
- гайку с набором деталей 2 и 3 установить в корпус сальника, выдерживая размер от 14 мм до 18 мм. Требуемый размер обеспечить комплектом деталей сальника и набором компенсационных шайб 7. Во избежание чрезмерной затяжки воротников затяжку гайки производить вручную либо используя ключ, без приложения значительных усилий
- установить пяту на шток, установить цилиндровую группу на насос
После захолаживания насоса сжиженных газов дополнительно подтянуть гайку сальника. В случае обнаружения течи жидкости по сальнику 2НСГ необходимо остановить, отогреть, подтянуть сальник, затем операцию повторить после захолаживания. Если при эксплуатации осевой ход гайки использован полностью, сальник может быть восстановлен установкой в гайку компенсационных шайб.
При использовании конструкции сальника , последний собирается отдельно как сборочная единица и устанавливается в цилиндровую группу в собранном виде. Замену воротников, установленных в гайке сальника (пыльников), можно производить без демонтажа цилиндровой группы:
- установить крейцкопф 12 в переднее положение
- снять фланец 15
- снять пяту 1 , придерживая поршень ключом за лыски
- установить крейцкопф 12 в заднее положение
- отвернуть и снять с корпуса сальника гайку
- извлечь из гайки воротники и кольца, гайку и кольца промыть и обезжирить
- взять из комплекта ЗИП воротники КК 2371.01.035, удалить консервацию, обезжирить
- установить последовательно в гайку воротники из комплекта ЗИП и кольца в соответствии с рисунком А.8
- установить гайку сальника на место, установить на место пяту 1
- установить крейцкопф в переднее положение, соединить поршень с крейцкопфом фланцем 15 и закрепить фланец болтами 14 на торце крейцкопфа
Поршень извлекается из рабочей втулки сразу после остановки насоса, при охлаждённой цилиндровой группе. Замена рабочей втулки и поршня выполняется после отогрева 2 НСГ: извлекается поршень 22 ; извлекается из корпуса 20 рабочая втулка 23 с прокладками 5, 21; расконсервируются и обезжириваются подлежащие замене детали (поршень, комплект прокладок, рабочая втулка); устанавливается поршень в рабочую втулку затем устанавливается рабочая втулка с поршнем и прокладками в корпус; устанавливается корпус сальника с деталями в корпус цилиндровой группы, уплотняется поршень устанавливается цилиндровая группа.
Не использовать ударных инструментов и острых деталей при установке поршневых колец и направляющих втулок на поршень и установке поршня в рабочую втулку, чтобы избежать повреждений деталей из композиционных материалов.
Замена нагнетательного клапана и прокладки: отсоединить нагнетательный трубопровод; штуцер 11 удерживать от проворачивания гаечным ключом, одновременно выкручивая гайку 10; гайка 10, упираясь в ключ, извлекает штуцер 11, зацепы которого удерживают нагнетательный клапан с прокладкой, извлекая их из корпуса цилиндровой группы; снять ключ и гайку 10; извлечь штуцер-съёмник 11 с клапаном 9 и прокладкой 8; извлечь нагнетательный клапан из штуцера-съемника, совместив вращением фрезеровки в клапане с зубцами штуцера; подготовить предназначенные для замены нагнетательный клапан и прокладку, расконсервировать и обезжирить, промыть и обезжирить гайку 10 и штуцер-съемник; установить прокладку на нагнетательный клапан; установить нагнетательный клапан с прокладкой в штуцере-съемнике, пропустив зубцы съемника через фрезеровки нагнетательного клапана, затем провернуть нагнетательный клапан на 90°, дабы ввести зубцы штуцера-съемника в зацеплении с буртом нагнетательного клапана; уплотнить прокладку гайкой 10; подсоединить трубопровод нагнетания; заизолировать цилиндровую группу.
Замена всасывающего клапана: удерживая ключом болт 13 ), отвернуть и извлечь гайку 14 с фонарем-съемником 15, кольцом 16 и прокладками 17, 18; извлечь всасывающий клапан из фонаря-съемника; отвернуть болт 13 и снять гайку 14; предназначенные для замены всасывающий клапан и прокладки расконсервировать, обезжирить; снятые с насоса детали (гака 14, кольцо 16, болт 13) перед установкой на место промыть и обезжирить; собрать комплект, состоящий из всасывающего клапана 19, фонаря 15, прокладок 17,18, кольца 16, гайки 14, стянув его болтом 13 вручную; установить комплект в корпус 20, затянув гайку 14.
Замену всасывающего и нагнетательного клапанов можно производить без демонтажа цилиндровой группы, предварительно освободив зону обслуживания от изоляции.
Установка направляющих и поршневых колец на поршень выполняется в следующем порядке: извлечь из цилиндровой группы поршень согласно вышеописанным действиям; снять с поршня изношенные кольца вместе с экспандерами, промыть поршень; подготовить комплект поршневого уплотнения (направляющие и поршневые кольца, экспандеры), расконсервировать, обезжирить; установить в каждую канавку поршня экспандер и по два поршневых кольца, расположив их замки под углом 150°…180° (при этом замок экспандера не должен совпадать с замком кольца); установить в первую и последнюю канавки направляющие кольца; осторожно обжать поршневые и направляющие кольца до соприкосновения граней замка (допускается обкатка поршня на плоскости); извлечь из цилиндровой группы рабочую втулку и установить её на поршень; установить поршень с рабочей втулкой в цилиндровую группу.
При восстановлении производительности насоса сжиженных газов перестановкой колец на поршне, переставить кольца в следующем порядке: 7-8-5-6-4-3-1-2.
После соединения поршня с крейцкопфом необходимо установить зазор между всасывающим клапаном и поршнем в переднем крайнем положении в пределах 0,5 мм … 1 мм изменением высоты компенсационной шайбы поз. 24 между пятой и поршнем.
Рассмотренные в данном разделе действия при эксплуатации насосов сжиженных газов 2НСГ являются выдержкой из Руководства по эксплуатации КК 2367.00.000 РЭ.