При подготовке насоса к работе важно выполнить следующие действия: проверить наличие и уровень масла в редукторе (он должен быть между рисками маслоуказателя); убедиться в надёжности крепления заземляющих проводов; проверить величину электрического сопротивления металлической связи между болтом заземления и каждой доступной прикосновению металлической нетоковедущей частью насоса, которая может оказаться под напряжением (величина электрического сопротивления заземления 2НСГ не должна превышать 0,1 Ом; величина электрического сопротивления изоляции обмотки статора электродвигателя насоса не должна быть менее 10 Мом при температуре окружающей среды 283…303 К (10º … 30º С); удалить с поверхности насоса пыль, грязь, подтеки масла; проверить надежность соединения частей между собой и надежность подсоединения трубопроводов; убедиться в свободном перемещении поршня; при отдельной поставке насоса подготовить к работе систему управления согласно Руководству по эксплуатации. Захолаживание насоса сжиженных газов выполняется в соответствии с руководством по эксплуатации ВРУ. После охлаждения цилиндровой группы перед пуском насоса следует проверить плотность затяжки прокладок и при необходимости подтянуть четыре гайки 19 и гайки 10, 14 . Затяжку следует производить ключом динамометрическим типа ДК-15. Обязательно заизолировать цилиндровую группу.

При эксплуатации 2НСГ важно соблюдать следующие меры безопасности: не проводить работы при содержании кислорода в окружающем воздухе менее 16%, если концентрация кислорода свыше 23% запрещено выполнять работы с открытым пламенем; не курить и не пользоваться огнём вблизи насоса при работе с кислородом; не работать в одежде, которая пропитана маслом или насыщенным кислородом; все работы выполнять в специальной одежде из плотной ткани, не допуская контакта незащищенных участков тела со сжиженным газом и не заизолированными холодными деталями; осуществлять профилактические и ремонтные работы только при отключенном двигателе; не заниматься ремонтными работами с цилиндровой группой при наличии жидкости во всасывающем трубопроводе и давления в нагнетательном трубопроводе.

Внимание! Запрещено устанавливать в цилиндровую группу составные части без предварительного обезжиривания; Нельзя включать насос при отсутствии заземления электродвигателя; Обязательно исключить попадание влаги в насос и трубопроводы при обслуживании и эксплуатации; Не допустить попадания масла в цилиндровую группу.

Эксплуатация и обслуживание насоса 2НСГ выполняется исключительно специально обученным персоналом. Оператор должен знать устройство и принцип работы насоса, электрическую часть, изучить руководство по эксплуатации, строго соблюдать меры безопасности.

При функционировании насоса слышны характерные постукивания при рабочем и холостом ходе поршня, возможен нагрев деталей редуктора и механизма движения до температуры не выше 353 К (60°С), допускается незначительный пропуск газа через уплотнение сальника (гайка сальника может быть покрыта инеем). В зависимости от типа насоса регулирование подачи осуществлять изменением числа оборотов двигателя 2НСГ дистанционно с рабочей станции либо вручную при остановленном двигателе.

Выделим возможные неисправности и способы их устранения. Неисправности, возникшие в процессе эксплуатации, устраняются на месте с использованием комплекта запасных частей. В случае невозможности устранения неисправности на месте, насос сжиженных газов следует отправить в специализированную ремонтную организацию. В пределах гарантийного срока устранение неисправностей осуществляется заводом-производителем или его представителями. Ниже приведём перечень наиболее часто встречающихся или возможных неисправностей:

Наименование неисправности, внешнее проявление и дополнительные признаки Вероятная причина Методы устранения
Утечка газа по сальнику. Вызывает обмерзание гайки сальника. Недостаточное уплотнение сальника Подтянуть сальник вращением гайки сальника 1  по часовой стрелке. В случае утечки при максимально поджатом сальнике, сменить сальниковые воротники, используя комплект ЗИП.
Уменьшение подачи. Вызывает увеличение времени наполнения емкости. Утечка на линии нагнетания Подтянуть прокладку вращением гайки 10  по часовой стрелке. В случае утечки при максимально выжатой прокладке, замените прокладку в месте утечки, используя комплект ЗИП
Нарушение работы клапанов Проверить состояние клапанов, при необходимости промыть клапан и обезжирить. В случае выхода клапана из строя, заменить, используя комплект ЗИП.
Увеличение зазора между поршнем и рабочей втулкой Переставить либо заменить поршневые кольца из комплекта ЗИП или заменить рабочую втулку, используя комплект РЗИП.
Повышенный стук при прямом и обратном ходе поршня. Нарушение соединения поршня с крейцкопфом Ослабление крепления поршня к крейцкопфу Подтянуть болты крепления фланца к крейцкопфу.
Износ пяты Установить пяту из комплекта РЗИП
Повышенный стук и нагрев механизма движения Нарушение крепления деталей, смещение шатуна, разрушение деталей. Произвести ремонт насоса.
Подтекание масла между фланцем двигателя и фланцем редуктора Неверное направление вращения вала двигателя. Проверить направление вращения вала двигателя, при необходимости изменить направление вращения.
Уровень масла выше предусмотренного Слить излишки масла
Забиты отверстия в пробке-сапуне указателя уровня Прочистить отверстия
Протекание масла в корпус механизма движения Отсутствие смазки в канавках крышки 14 Пополнить смазку через масленку 13
Невозможно изменить ход поршня Срезались винты поз. 1 Восстановить зазор 1…2 мм между планкой 28 и эксцентриком 44  при зафиксированном положении эксцентрика 44 на конической части вала 41.

Разборка насоса для выявления и устранения неисправностей выполняется в следующем порядке: отогревается цилиндровая группа (при обслуживании цилиндровой группы); извлекается из комплекта ЗИП съёмник КК 6225.51.210 (КК 2381.04.080), расконсервируется и обезжиривается; подготавливаются ключи необходимые для работы; отключается электродвигатель; закрываются вентили на всех трубопроводах; при необходимости отсоединяются трубопроводы; с поверхности насоса 2НСГ удаляются подтеки масла и грязь; цилиндровая группа освобождается от изоляции в случае проверки нагнетательного трубопровода, клапанов или при демонтаже цилиндровой группы; если проводятся работы с поршневым комплектом или комплектом поршневого уплотнения (замена рабочей втулки, перестановка или замена поршневых колец) отсоединяется поршень от крейцкопфа и демонтируется цилиндровая группа.

Все составные части цилиндровой группы перед сборкой обезжирить, а сборку выполнять в условиях, исключающих замасливание.

Демонтаж цилиндровой группы предполагает: отсоединение трубопроводов; отсоединение поршня от крейцкопфа, для чего крейцкопф 12 устанавливается в переднее положение и снимается фланец 15; откручивание гаек 19 .

Монтаж цилиндровой группы включает следующую последовательность действий: устанавливается цилиндровая группа на корпусе механизма движения; заворачиваются гайки 19 ; соединяется поршень с крейцкопфом; подсоединяются трубопроводы; заизолируется цилиндровая группа.

При правильной эксплуатации насоса ресурс сальника, установленного в цилиндровой группе, равен ресурсу поршневого уплотнения, поэтому замену воротников сальника и комплекта поршневого уплотнения целесообразно производить одновременно. Если замена сальника требуется раньше отказа поршневого уплотнения, то для восстановления сальника необходимо демонтировать цилиндровую группу и выполнить следующие действия:

  • закрепить цилиндровую группу в тисках штоком вверх, снять пяту 1 , придерживая поршень ключом за лыски
  • извлечь корпус сальника со всеми деталями из корпуса цилиндровой группы, из корпуса сальника вынуть детали, годные из которых промыть и обезжирить
  • взять из комплекта ЗИП воротник КК 2371.01.035, прокладку КК 2371.01.048, удалить консервацию, обезжирить
  • сборку выполнять в условиях исключающих замасливание деталей
  • установить корпус сальника 4  в корпусе цилиндровой группы, сборку «холодной» части сальника произвести последовательным набором деталей .
  • на прокладку 9 установить кольцо 8 и легкими ударами по трубе КК 2367.21.001 из комплекта ЗИП прокладку отформовать
  • воротник надеть на шток, затем на воротник установить трубу КК 2367.21.001 и, прилагая к трубе незначительные усилия, переместить воротник к кольцу до упора
  • втулку 5 установить в корпусе сальника
  • в гайке 1 установить последовательно кольца 3 и воротники 2
  • гайку с набором деталей 2 и 3 установить в корпус сальника, выдерживая размер от 14 мм до 18 мм. Требуемый размер обеспечить комплектом деталей сальника и набором компенсационных шайб 7. Во избежание чрезмерной затяжки воротников затяжку гайки производить вручную либо используя ключ, без приложения значительных усилий
  • установить пяту на шток, установить цилиндровую группу на насос

После захолаживания насоса сжиженных газов дополнительно подтянуть гайку сальника. В случае обнаружения течи жидкости по сальнику 2НСГ необходимо остановить, отогреть, подтянуть сальник, затем операцию повторить после захолаживания. Если при эксплуатации осевой ход гайки использован полностью, сальник может быть восстановлен установкой в гайку компенсационных шайб.

При использовании конструкции сальника , последний собирается отдельно как сборочная единица и устанавливается в цилиндровую группу в собранном виде. Замену воротников, установленных в гайке сальника (пыльников), можно производить без демонтажа цилиндровой группы:

  • установить крейцкопф 12 в переднее положение
  • снять фланец 15
  • снять пяту 1 , придерживая поршень ключом за лыски
  • установить крейцкопф 12 в заднее положение
  • отвернуть и снять с корпуса сальника гайку
  • извлечь из гайки воротники и кольца, гайку и кольца промыть и обезжирить
  • взять из комплекта ЗИП воротники КК 2371.01.035, удалить консервацию, обезжирить
  • установить последовательно в гайку воротники из комплекта ЗИП и кольца в соответствии с рисунком А.8
  • установить гайку сальника на место, установить на место пяту 1
  • установить крейцкопф в переднее положение, соединить поршень с крейцкопфом фланцем 15  и закрепить фланец болтами 14 на торце крейцкопфа

Поршень извлекается из рабочей втулки сразу после остановки насоса, при охлаждённой цилиндровой группе. Замена рабочей втулки и поршня выполняется после отогрева 2 НСГ: извлекается поршень 22 ; извлекается из корпуса 20 рабочая втулка 23 с прокладками 5, 21; расконсервируются и обезжириваются подлежащие замене детали (поршень, комплект прокладок, рабочая втулка); устанавливается поршень в рабочую втулку затем устанавливается рабочая втулка с поршнем и прокладками в корпус; устанавливается корпус сальника с деталями в корпус цилиндровой группы, уплотняется поршень устанавливается цилиндровая группа.

Не использовать ударных инструментов и острых деталей при установке поршневых колец и направляющих втулок на поршень и установке поршня в рабочую втулку, чтобы избежать повреждений деталей из композиционных материалов.

Замена нагнетательного клапана и прокладки: отсоединить нагнетательный трубопровод; штуцер 11 удерживать от проворачивания гаечным ключом, одновременно выкручивая гайку 10; гайка 10, упираясь в ключ, извлекает штуцер 11, зацепы которого удерживают нагнетательный клапан с прокладкой, извлекая их из корпуса цилиндровой группы; снять ключ и гайку 10; извлечь штуцер-съёмник 11 с клапаном 9 и прокладкой 8; извлечь нагнетательный клапан из штуцера-съемника, совместив вращением фрезеровки в клапане с зубцами штуцера; подготовить предназначенные для замены нагнетательный клапан и прокладку, расконсервировать и обезжирить, промыть и обезжирить гайку 10 и штуцер-съемник; установить прокладку на нагнетательный клапан; установить нагнетательный клапан с прокладкой в штуцере-съемнике, пропустив зубцы съемника через фрезеровки нагнетательного клапана, затем провернуть нагнетательный клапан на 90°, дабы ввести зубцы штуцера-съемника в зацеплении с буртом нагнетательного клапана; уплотнить прокладку гайкой 10; подсоединить трубопровод нагнетания; заизолировать цилиндровую группу.

Замена всасывающего клапана: удерживая ключом болт 13 ), отвернуть и извлечь гайку 14 с фонарем-съемником 15, кольцом 16 и прокладками 17, 18; извлечь всасывающий клапан из фонаря-съемника; отвернуть болт 13 и снять гайку 14; предназначенные для замены всасывающий клапан и прокладки расконсервировать, обезжирить; снятые с насоса детали (гака 14, кольцо 16, болт 13) перед установкой на место промыть и обезжирить; собрать комплект, состоящий из всасывающего клапана 19, фонаря 15, прокладок 17,18, кольца 16, гайки 14, стянув его болтом 13  вручную; установить комплект в корпус 20, затянув гайку 14.

Замену всасывающего и нагнетательного клапанов можно производить без демонтажа цилиндровой группы, предварительно освободив зону обслуживания от изоляции.

Установка направляющих и поршневых колец на поршень выполняется в следующем порядке: извлечь из цилиндровой группы поршень согласно вышеописанным действиям; снять с поршня изношенные кольца вместе с экспандерами, промыть поршень; подготовить комплект поршневого уплотнения (направляющие и поршневые кольца, экспандеры), расконсервировать, обезжирить; установить в каждую канавку поршня экспандер и по два поршневых кольца, расположив их замки под углом 150°…180° (при этом замок экспандера не должен совпадать с замком кольца); установить в первую и последнюю канавки направляющие кольца; осторожно обжать поршневые и направляющие кольца до соприкосновения граней замка (допускается обкатка поршня на плоскости); извлечь из цилиндровой группы рабочую втулку и установить её на поршень; установить поршень с рабочей втулкой в цилиндровую группу.

При восстановлении производительности насоса сжиженных газов перестановкой колец на поршне, переставить кольца в следующем порядке: 7-8-5-6-4-3-1-2.

После соединения поршня с крейцкопфом необходимо установить зазор между всасывающим клапаном и поршнем в переднем крайнем положении в пределах 0,5 мм … 1 мм изменением высоты компенсационной шайбы поз. 24 между пятой и поршнем.

Рассмотренные в данном разделе действия при эксплуатации насосов сжиженных газов 2НСГ являются выдержкой из Руководства по эксплуатации КК 2367.00.000 РЭ.