В данном разделе сайта мы рассмотрим особенности эксплуатации турбодетандеров, предлагаемых ООО «Кислородмаш». Рассмотрим информацию, касающуюся характерных неисправностей агрегатов и методов их устранения.
Во-первых, остановимся на ряде эксплуатационных ограничений, которые касаются функционирования турбины и температурных диапазонов для масла в турбодетандере. Не рекомендуется работа турбины при давлении масла:
  • на подшипниках менее 0,1 МПа (1 кгс/см²)
  • на тормозе менее 0,02 МПа (0,2 кгс/см²), за исключением агрегата ДТ-0,8/20М.
Для ДТ-0,8/20М не рекомендуется работа при давлении масла на тормозе турбины менее 0,055 МПа (0,55 кгс/см²). Подбор оптимального сочетания давления на тормозе и подшипниках осуществляется при выполнении пуско-наладочных работ.
Не рекомендуется работа турбодетандера при температуре масла на сливе выше 358К (85ºС). Если температура масла на сливе превысит норму – оператор получит предупреждающее сообщение.
Во-вторых, подготовка турбодетандера к работе начинается с внешнего осмотра. Следует проверить наличие, а также целостность пломб на турбине. Перед монтажом произвести расконсервацию. Установку станции смазки, монтаж маслопроводов от блока разделения установки к станции смазки подвод и отвод к теплообменнику производить в соответствии с принципиальной схемой турбодетандерного агрегата . Взаимное расположение станции смазки и корпуса турбины в составе ВРУ определяется проектом станции. Внутренние полости трубопроводов перед монтажом тщательно очистить от загрязнений. Медные трубы потравить и запассивировать. Трубопровод слива масла монтировать с уклоном в горизонтальной плоскости не менее 5º в сторону станции смазки. Разборку и сборку агрегата производить в условиях, исключающих попадание на детали пыли и других загрязнений, а также повреждение рабочих поверхностей деталей.
Турбина является высокоточной сборочной единицей с отбалансированным ротором и строго установленными зазорами, и небрежное обращение (падение, удары, загрязнение и т.п.) может вывести её из строя.
При установке турбины в корпус агрегата затяжку гаек производить равномерно. Усилие затяжки 2000+555 Н, момент затяжки не более 20 … 25 н м (2,0 … 2,5 кгс м). Затяжку производить ключом динамометрическим типа ДК-15. Во избежание деформации элементов турбины и других частей агрегата в процессе монтажа при использовании стандартного монтажного инструмента категорически запрещается применение различных усиливающих устройств (рычагов, труб и т.п.). При подготовке агрегата к работе после монтажа выполнить следующие операции:
Залить в бак очищенное масло в количестве не менее 100 литров
Перед установкой турбины в блок разделения произвести очистку масла:
а) соединить посредством стакана-коллектора трубопроводы подачи и слива масла на циркуляцию вне турбины
б) перейти в режим очистки масла нажатием кнопки «очистка масла» на панели оператора (кнопка становится доступной при отсутствии давления в воздушной полости турбины и колоне)
в) перед запуском насоса вентили регулирующие ВР201, ВР202 открыть
г) запустить насос Н201
д) прикрывая регулирующий вентиль ВР201, установить давление после насоса равным 0,2 … 0,3 МПа (2…3 кгс/см²)
Фильтрацию масла производить в течение 24 часов. При получении сигнала о загрязнении фильтроэлемента – заменить его и продолжить очистку масла. Процесс фильтрации прекратить, если при разборке фильтра на фильтроэлементе отсутствуют следы загрязнений.
Выйти из режима очистки масла повторным нажатием кнопки «очистка масла» на панели оператора. Демонтировать стакан-коллектор и установить в корпус 3 турбину 28 . Установить датчик числа оборотов, выдержав зазор равный 0,5±0,1 мм между торцом датчика и выступом упора ротора 8 , для чего выполнить следующие операции: расположить выступ упора ротора против резьбового отверстия крышки 2 (8) , установить и закрепить крышку; в резьбовое отверстие крышки ввернуть датчик 24 до упора; вывернуть датчик на ½ оборота, установив таким образом зазор между ротором и датчиком; установить резиновое кольцо 19, законтрить датчик, одновременно выжав кольцо, гайкой 11.
Внимание! Во избежание повреждения турбины и датчика: при каждой последующей замене турбины обязательно выполнить вышеописанные операции; установку датчика и регулирование зазора производить только при остановленном агрегате. Выполнять указанные операции при работающей турбине не допускается.
Присоединить трубопроводы подачи и слива масла к турбине, подключить датчик в соответствии со схемой соединений установки. Перед пуском агрегата удалить с поверхностей агрегата пыль, грязь, проверить надежность крепления составных частей агрегата.
В-третьих, использование изделия предполагает выполнение ряда операций в определённом порядке. Обязательно перед пуском установки проверить уровень масла в маслобаке и при необходимости долить его. Прежде чем запустить насос, во избежание прохода масла через лабиринтное уплотнение ротора турбины, давление в газовых полостях турбины поддерживать не менее 0,2 МПа (2 кгс/см²); вентили регулирующие ВР201 и ВР202  открыть.
Включить насос. Открыть отсечной клапан ПР1. Произвести проверку срабатывания отсечного клапана на отключение электроэнергии: для этого нажать кнопку отключения двигателя маслонасоса. Срабатывание проверить на слух. Повторно включить насос и открыть отсечной клапан ПР1. Частотным преобразователем П201 установить номинальное число оборотов двигателя. Вентилем регулирующим ВР201 установить давление перед теплообменником А203 в пределах 0,4…0,5 МПа (4…5 кгс/см²), давление на подшипники и тормоз – 0,2…0,25 МПа (2…2,5 кгс/см²). Давление контролировать датчиками давления М201, М202, М203 (манометрами М211, М212, М213). Убедиться, что масло поступает в ходовую часть турбины. Не менее чем через 3-5 минут после включения насоса начать плавный приём воздуха в турбину. Нагрузку произвести в течение 10…15 минут. По окончании полного приёма газа произвести разгон турбины до номинальной частоты вращения. Для этого, плавно прикрывая вентиль регулирующий ВР202, следить за ростом частоты вращения по индикатору И201. При невозможности достигнуть номинальной частоты вращения ротора изменением давления масла на тормозе, дальнейший разгон турбины осуществлять снижением давления масла на подшипниках, открывая вентиль регулирующий ВР201. Подбор оптимального сочетания давлений на тормозе и подшипниках осуществляется опытным путём при пуско-наладочных работах. Рекомендуемое давление масла на подшипники – 0,14…0,16 МПа (1,4…1,6 кгс/см²); на тормоз – 0,08…0,11 МПа (0,8…1,1 кгс/см²). При невозможности достигнуть номинальной частоты вращения ротора турбины при минимальном давлении масла на подшипниках и тормозе – перевести агрегат на работу при закрытом тормозе, выполнив следующие операции:
  • установить давление масла на подшипники 0,2…0,25 МПА (2…2,5 кгс/см²)
  • полностью закрыть вентиль регулирующий ВР202
  • снижением давления масла на подшипники вывести турбину на номинальную частоту вращения
 При регулировании давления масла на подшипники и тормоз изменением числа оборотов двигателя помните, что минимальное допустимое число оборотов ротора маслонасоса – 600 об/мин., максимальное допустимое – 1500 об/мин.
Далее необходимо подать воду в охладитель масла при достижении температуры масла на линии нагнетания 313 К (40ºС). Не рекомендуется работа турбодетандерного агрегата при температуре масла на сливе выше 358 К (85ºС). Если температура масла на сливе из турбины превышает норму – на экране дисплея появится аварийное сообщение, включится звуковой аварийный сигнал. Для снижения температры масла на сливе при полностью открытой задвижке подачи воды на теплообменник – снижайте нагрузку на турбину или увеличивайте расход масла повышением давления масла на подшипники и тормоз.
При частых аварийных остановках связанных с отключением электропитания или нестабильными параметрами электросети, перед каждым последующим пуском после аварийной остановки турбодетандера производить проверку срабатывания клапана отсечного ПР1 на отключение электроэнергии.
Работа турбодетандерного агрегата в установившемся режиме характеризуется ровным, высоким по тональности звуком, отсутствием скачкообразного изменения числа оборотов. В случае обнаружения неисправностей остановите турбину и выполните операции по предотвращению характерных неисправностей.
Наименование неисправностей, внешнее проявление и дополнительные признаки
Вероятная причина
Метод устранения
Повышение температуры масла после теплообменника более 313 К (40ºС) (Т201)
Недостаток охлаждающей воды. Засорение фильтра А205. Засорение охладителя.
Увеличить подачу охлаждающей воды. Промыть фильтроэлемент. Промыть водяную полость теплообменника.
Падение давления масла в системе смазки (М201)
Срыв работы насоса из-за неисправностей во всасывающей линии. Низкий уровень масла в баке. Утечка масла на нагнетательной линии.
Устранить неисправность. Долить масло. Уплотнить места утечек.
Увеличение сопротивления фильтра А204
Засорение фильтра
Заменить фильтрэлемент.
Увеличение утечки воздуха по ротору.
Износ уплотнения.
Заменить втулку 2
Неравномерный, меняющийся звук, скачкообразное изменение числа оборотов, увеличение утечек при стабильном режиме.
Нарушение балансировки ротора.
Заменить турбину.
Во время эксплуатации турбодетандерного агрегата фиксировать установленные параметры агрегата (параметры воздуха – температура на входе в турбину, давление на входе и выходе – определяются режимом работы установки). Частота снятия показаний определяется руководством по эксплуатации установки.
Примечание! При кратковременных остановках агрегата насос допускается не отключать при наличии избыточного давления в воздушных полостях турбины. Давление контролировать соответствующим манометром воздухоразделительной установки.
При остановке турбины без последующего отогрева блока разделения для предотвращения замораживания переднего подшипника после закрытия отсечного клапана необходимо немедленно закрыть вентиль между турбиной и нижней колонной.
 Для надежного прогрева зоны переднего подшипника при кратковременных остановках без отогрева блока разделения продолжительность работы насоса перед пуском турбины должна быть не менее 10 минут без подачи воды на охладитель масла.
Обслуживание агрегата должен производить только обученный персонал, имеющий специальную подготовку и квалификацию. Все работы по ремонту и периодическому техническому обслуживанию агрегата должны производиться при обесточенном электрооборудовании и отсутствии давления в воздушных и масляных коммуникациях. Разборку и сборку агрегата производить в условиях, исключающих попадание на детали пыли и других загрязнений, а также повреждение рабочих поверхностей деталей.