В текущем разделе нашего сайта мы раскроем особенности функционирования составных частей турбодетандера для ВРУ.
Турбина
Очищенный воздух поступает в направляющий аппарат одноступенчатой центростремительной турбины . Направляющий аппарат состоит из щеки канальной 15 и щеки покрывной 16, и предназначен для предварительного расширения воздуха и равномерной подачи его под определённым углом на лопатки колеса ротора 8. Воздух, вращая ротор, совершает работу, расширяется, охлаждается и отводит по диффузору покрывной щеки и корпуса.
Ротор вращается в подшипниках жидкостного трения 5 и 9 с принудительной смазкой. Масло на подшипники и тормозную втулку 6 турбины подаётся через маслоподводящие каналы в стойке 7. Горячее масло из ходовой части турбины самотеком сливается в маслобак станции смазки. Полость высокого давления уплотняется прокладкой 1, а также манжетой 18. Уплотнение масляных полостей осуществляется резиновыми кольцами. Трубопровод отвода утечек воздуха из турбины выполняется по проекту станции.
Клапан отсечной
Отсечной клапан ПР1 устанавливается на линии подачи воздуха в турбину . Исходное состояние клапана – нормально закрытый . При подаче напряжения на катушку электромагнита 1, клапан 4 открывается, обеспечивая поступление воздуха на турбину. Питание клапана 24 В, то постоянный. Открытие и закрытие отсечного клапана производит оператор с рабочей станции или с текстового дисплея.
Аварийное закрытие производится принудительно аварийной кнопкой со шкафа управления либо автоматически по блокировкам. Аварийное закрытие сопровождается звуковым сигналом. Клапан аварийно закроется:
  • при отсутствии электроэнергии в цепи электродвигателя станции смазки
  • при числе оборотов ротора выше предельно допустимого значения
  • при давлении масла на подшипниках ниже 0,04 МПа (0,4 кгс/м2), при давлении масла на подшипниках ниже 0,07 МПа (0,7 кгс/см2) появится сообщение
  • при температуре масла на сливе выше 100°С
Станция смазки
Станция смазки  осуществляет непрерывную подачу масла для обеспечения работы турбины в заданном режиме, а также возможности изменения режима.
На раме 1 установлены: бак 2 с блоком насоса 3, теплообменник 11, питатель аварийный 4, фильтр очистки масла 9, клапан предохранительный 12, вентили регулирующие 6, датчики давления 5 (М201, М202, М203), шкаф управления 14, манометры 15 (М211, М212, М213). На линии входа воды в теплообменник 11 установлен фильтр очистки воды 13.
На боковой панели шкафа управления расположены индикатор скорости вращения турбины (текстовый дисплей), кнопки включения маслонасоса и отсечного клапана, отключения (закрытия) отсечного клапана и выключения маслонасоса.
Масло подаётся в ходовую часть турбины насосом НПл 40/6,3 (Н201) с электроприводом (блок насоса 3). Включение и выключение насоса производится оператором с рабочей станции либо со шкафа управления, аварийное отключение – грибковой кнопкой шкафа управления либо автоматически по блокировкам. В установившемся режиме рабочее давление масла после насоса следует поддерживать 0,4 … 0,6 МПа (4,0 … 6,0 кгс/см2), (М201). Насос не включится при отсутствии давления в воздушной полости турбины либо при давлении в ней ниже 1,3 кгс/см2.
Предохранительный клапан ПК201  установлен после насоса Н201 и предназначен для защиты маслосистемы от превышения давления. Давление срабатывания клапана 0,8 МПа (8 кгс/см2).
Теплообменник – пластичный паяный аппарат с принудительной циркуляцией масла и воды  предназначен для охлаждения масла в системе смазки турбодетандерного агрегата. Масло и вода через соответствующие патрубки (S1 и T1) подаются в теплообменник и движутся в режиме противотока. Для слива масла и воды в теплообменнике предусмотрены соответствующие патрубки (S2 и S3).
Во избежание повреждения теплообменника, при монтаже трубопроводов подачи и слива воды установить резиновые компенсаторы.
Охлаждённое масло поступает в фильтр очистки масла 9, предназначенный для очистки масла от механических включений размером более 10 мкм. Фильтр снабжен индикатором загрязненности для сигнализации о засорении фильтрующего элемента и о работе фильтра в аварийном режиме. При загрязнении фильтра фильтроэлемент подлежит замене. Если замена не будет своевременно произведена – предохранительный клапан откроется и неочищенное масло поступит в систему, минуя фильтроэлемент.
Питатель аварийный 4  предназначен для обеспечения выбега ротора турбины при остановках, а также аварийных отключениях маслосистемы. Масло поступает в питатель через обратный клапан 8 и сжимает находящийся в полости питателя воздух до давления в системе. Уровень масла в питателе необходимо контролировать визуально по уровнемеру. При аварийном отключении маслосистемы давление в маслопроводе снижается, масло из питателя вытесняется давлением сжатого воздуха в маслопровод и далее в ходовую часть турбины, обеспечивая торможение ротора и смазку подшипников до момента остановки.
При пуско-наладочных работах необходимо отметить красной чертой на уровнемере уровень масла в питателе в установившемся режиме работы агрегата. Если в процессе эксплуатации произошло повышение уровня до верхней границы окна уровнемера – необходимо установить уровень масла в питателе по отметке, подав насосом необходимое количество воздуха через ниппель.
Все регулирующие вентили (шаровые краны) 6 снабжены специальными регулировочными диафрагмами для тонкой регулировки потока масла.