Техническое обслуживание турбодетандерного агрегата обеспечивает его исправность и готовность к использованию по назначению. Различают три вида техобслуживания: при хранении, текущее, периодическое.
К работам по техническому обслуживанию турбодетандера допускается квалифицированный персонал, прошедший специальное техническое обучение и стажировку на рабочем месте продолжительностью не менее трех месяцев, сдавший экзамен и получивший удостоверение на право работы на воздухоразделительной установке с турбодетандерным агрегатом.
Для смазки и охлаждения ходовой части турбин рекомендуются следующие минеральные масла: Тп-22, ГОСТ 9972-74; Тп-22С, ТУ 38.101821-83; Т22, ГОСТ 32-74; И-20А, ГОСТ 20799-88; сепараторное Т, НТД; Мт-16п, ГОСТ 6360-83; ХФ 12-16, ГОСТ 5546-86. Срок службы масел колеблется от 6 до 12 месяцев и зависит от качества используемого масла и от температуры масла на сливе из турбины. Отбор проб масла для анализов производить не реже одного раза в кампанию. Контроль – по ГОСТ 981-75 и ГОСТ 5985-79. Основным критерием пригодности смазки для дальнейшей эксплуатации является кислотное число, величина которого не должна превышать нормы соответствующих стандартов.
Не рекомендуется работа агрегата при повышенной температуре масла на сливе (близкой к 358К (85ºС), так как в этом случае срок службы масла до замены сокращается и тем быстрее, чем выше температура.
Эквивалентность некоторых масел, указанных в настоящем разделе, с зарубежными маслами приведена в таблице:
Зарубежные эквиваленты
Shell
Mobil
British Petroleum
Масло Тп-22С (ТУ 38.101821-83)
Масло Тп-22 (ГОСТ 9972-74)
Turbo T 32
DTE Light
Energol THB 32
Масло Т22 (ГОСТ 32-74)
Turbo T 32
Vitrea 32
DTE Light
Vecuoline light
Energol THB 32
CS 32
Масло МТ-16П (ГОСТ 6360-83)
Rotella 40
Delvac 1140
Energol
HDCAE 40
Масло ХФ 12-16 (ГОСТ 5546-86)
Clavus G 32
Arctic 155
Energol LPT-F 32
Масло И-20А (ГОСТ 20799-88)
Vitrea 32
Vacuoline light
Energol CS 32
При хранении турбодетандера необходимо ежегодно:
а) проверить комплектность и общее состояние агрегата, целостность лакокрасочных покрытий, отсутствие следов коррозии.
б) проверить комплектность документации согласно ведомости эксплуатационных документов
в) произвести переконсервацию агрегата по окончании срока предыдущей
Все сведения о хранении и консервации заносить в соответствующие разделы паспорта.
При текущем обслуживании турбодетандерного агрегата необходимо:
а) доливать в бак масло до нормального уровня. Уровень масла при работающем турбодетандере должен быть между рисками маслоуказателя.
б) устранять неплотности на воздушных и масляных коммуникациях
в) производить замену фильтроэлемента фильтра масла и очистку фильтроэлементов фильтра сапуна и водяного фильтра по мере их засорения
г) промывать и очищать водяную полость теплообменника.
Все сведения о текущем техническом обслуживании заносить в журнал эксплуатации.
При периодическом техническом обслуживании (проводится один раз в год) необходимо:
а) выполнить операции, предусмотренные текущим техобслуживанием турбодетандера
б) произвести анализ масла и по результатам анализа при необходимости масла заменить
Замену турбины рекомендуется производить только в случае каких-либо нарушений в работе; ревизию турбины производить в случаях предусмотренных контрактом. При проведении ревизии турбины убедиться в отсутствии повреждений рабочих поверхностей ротора, подшипников, уплотнения, направляющего аппарата, отсутствии налипания бронзы на подшипниковых шейках ротора, а также устранить загрязнения на поверхностях деталей и в маслоподводящих каналах.